Помимо формальных критериев (из20музеев, получивших гранты Фонда в 2015 году, успешно завершили проекты и были допущены к рассмотрению16), эксперты учитывали инновационность идеи, устойчивость результатов, возможность их тиражирования, вовлечение местного сообщества, перспективы завершившегося проекта в целом.
Авторами лучших реализованных проектов стали:
- Сергей Каменский, проект«Уралмаш: производство будущего», Музей истории Екатеринбурга, Екатеринбург
- Лилия Кашенцева, проект«Музейный дизайн: Право на город», Тульский историко-архитектурный музей, Тула
- Людмила Кривцова, проект«Монументальный Палех: фрески советских дворцов», Фонд «Артель. Палех», Палех, Ивановская область
- Максим Максимов, проект«Логистика – это движение!», Частный музей логистики, Санкт-Петербург
- Екатерина Ойнас, проект«Коммунальная Одиссея», Центр культурных инициатив Московской области, Коломна, Московская область
- Святослав Перехожев, проект «Чаинское крестьянское восстание»(Опыт документального театра в музее), Томский областной краеведческий музей имени М.Б. Шатилова, Томск.
Генеральный директор Благотворительного фонда В. Потанина Оксана Орачева:
«Каждый проект, который экспертное жюри признало лучшим по итогам реализации – яркий образец творчества и нестандартного подхода к решению поставленных задач. Для нас очень важно, что музеи-победители укрепили свою репутацию «центра притяжения» для культурной и общественной жизни города, стали частью активного городского пространства. Можно с уверенностью сказать, что руководители всех лучших проектов – лидеры в своих музейных организациях, а многие и в музейном сообществе региона».
Проекты-победители дали импульс многостороннему диалогу. ВКоломнеиЕкатеринбургепредставители старшего поколения делились воспоминаниями о жизни городских районов и вместе с молодежью проектировали их возможное будущее. Личные истории легли в основу театрализованных аудиогидов, а новые идеи в «творческие копилки» развития околомузейных пространств. ВТомске– также театральными средствами – переосмысливали отношение к одному из самых неоднозначных событий в местной послереволюционной истории – Чаинскому восстанию. ВТулес участием бизнеса и городской администрации гармонизировали современные подходы к рекламе с атмосферой исторического городского центра. ВПалехес музейными и культурными организациями из других регионов систематизировали сохранившиеся образцы и историю монументального искусства советской фрески. АСанкт-Петербургстал «родиной» Музея логистики, где благодаря партнерству с международными компаниями-перевозчиками реализована необычная дизайнерская концепция: музей разместился в морских грузовых контейнерах.
Юлия Рыбакова, член жюри конкурса, директор региональных проектов Консалтинговой группы «Город мастеров»:
«Проекты, выбранные жюри в качестве лучших, объединяет попытка выйти за рамки традиционной музейной деятельности и поработать с реальным запросом территории. Кому-то это удалось больше, кому-то меньше, но общим для всех участников является нестандартный взгляд на возможности культуры и музейной деятельности в решении проблемных вопросов российских городов и территорий. Особенно меня порадовало появление проекта из Санкт-Петербурга. Частная инициатива, позволившая создать новый музей в высокой конкурентной среде Петербурга, свидетельствует о том, что сам конкурс стал реальным инструментом поддержки лидеров изменений».
Леонид Копылов, член жюри конкурса, президент Клуба друзей Государственного литературно-мемориального музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме:
«Победителями этого года стали музеи, которые доказывают свое право на символическую трактовку окружающего их пространства (проекты «Уралмаш: производство будущего», «Коммунальная Одиссея», «Право на город») и даже на само это пространство, бывшее когда-то промышленной зоной (проект «Логистика – это движение!»), музеи, которые расширяют жанры своей работы (проект «Чаиское восстание: опыт документального театра в музее») и меняют наши представления о музейной коллекции (проект «Монументальный Палех: фрески советских дворцов»). Выход за рамки привычного – убедительно заявленный тренд музейного развития. В этом я вижу и заслугу авторов этих проектов, и новое подтверждение значимости экспериментальной площадки, которая называется конкурс «Меняющийся музей в меняющемся мире».
Лучшие реализованные проекты 2015 года будут представлены25-29 мая 2017года на форуме«Музейный гид»– ежегодном событии Фонда на площадке Международного фестиваля «Интермузей». Проекты станут участниками экспозиционной и образовательной программы форума, их авторы смогут поделиться с профессиональной аудиторией опытом создания «музеев будущего».
Источник:сайт Блготворительного фонда В. Потанина