Праздники
Афиша
25 декабря 2018 Мастер-классы «Школы ремесел» в дни новогодних каникул
11 декабря 2018 Новогодние каникулы в Константинове
10 декабря 2018 Новогодние каникулы — 2019 в Рязани
24 октября 2018 «Флора и фауна в ювелирном искусстве»
18 октября 2018  ПРЕМЬЕРА НОВОГОДНЕГО ПРОЕКТА: ФЕСТИВАЛЬ ЕЛОК
16 октября 2018 Роберт Юлдашев и группа «Курайсы»
16 октября 2018 Ночь искусств — 2018 в рязанских музеях
Все публикации →

В Доме-музее И.П. Пожалостина в Солотче работает выставка «Русская гравюра XIX века»

15 июня 2017

7 июня 2017 года в Доме-музее И.П. Пожалостина в Солотче открылась выставка «Русская гравюра XIX века» из частного московского собрания Е.П. Романовой.

Выставка приурочена к 180-летию со дня рождения Ивана Петровича Пожалостина. Экспозиция включает свыше 40 произведений крупных художников второй половины XIX – начала ХХ веков, работавших в технике офорта.

Представленные экспонаты являются частью богатейшего собрания семейства Романовых. Основу коллекции заложил Петр Степанович Романов (1920 – 1993) – известный московский собиратель отечественной и западной гравюры, в том числе российского и европейского портрета. В настоящее время хранит, изучает и пополняет собрание дочь коллекционера Елизавета Петровна Романова.

В XIX веке гравюра переживала период своего расцвета. В ней оказались зафиксированными многие события политической и духовной жизни общества. При отсутствии других способов репродуцирования гравюра оставалась единственной техникой тиражирования произведений живописи. С середины столетия ее начинают широко использовать в книжной иллюстрации. В гравюре XIX века нашли применение и развитие различные техники. Трудоемкое классическое гравирование резцом, последним ярким представителем которого был Иван Петрович Пожалостин, уходило в прошлое, уступая место литографии, офорту, гравюре на дереве. Известный с конца XVI столетия офорт, выполняемый с применением травления рисунка кислотой, оказался вновь востребованным в семидесятых годах XIX века. Отличительными чертами этой техники можно назвать относительную легкость изготовления, большой тираж, а также свободу художественных приемов, позволявших добиваться богатой тоновой растяжки и передачи световоздушной среды.

В 1871 году в кружке художников-демократов родилась идея популяризировать в обществе живопись нового направления – критического реализма – посредством выпуска к каждой передвижной выставке альбомов репродукций в технике офорта. С этой целью было создано «Общество русских аквафортистов», просуществовавшее несколько лет и привлекшее к работе таких известных мастеров, как И.Н. Крамской, А.Д. Литовченко, М.П. Клодт, К.А. Савицкий, И.И. Шишкин и др. В экспозиции выставки представлены портреты, жанровые сцены, пейзажи этих авторов.

Большой вклад в развитие русской гравюры внес пришедший на смену И.П. Пожалостину в Академии художеств В.В. Матэ. В 1890-х годах он увлекся офортом и смог заинтересовать своими опытами многих крупных мастеров-современников. На рубеже XIX – ХХ веков стало очевидным стремление художников к авторской уникальности оттисков. В технике офорта экспериментировали такие крупные мастера, как В.М. Васнецов, В.А. Серов, использовавшие ее выразительные возможности не столько для репродуцирования, сколько для создания самоценных произведений в гравюре.

Выставка из собрания Е.П. Романовой является логичным продолжением постоянной экспозиции Дома-музея, посвященной творчеству И.П. Пожалостина. В сопоставлении произведений выдающегося мастера классической резцовой гравюры и офортов его младших современников можно проследить смену эстетических предпочтений и технических приемов, обусловленную новыми веяниями на исходе XIX столетия.

Выставка будет работать до 2 июля 2017 года в Доме-музее И.П. Пожалостина с 10.00 до 18.00, вход до 17.00 по адресу:

п. Солотча, Курортный проезд, д.1.

Выходной день - понедельник, первая пятница месяца – санитарный день.

Тел. 28-75-65