30 апреля в выставочном зале Дворца Олега состоится открытие выставки «Москва — Третий Рим», повествующая о внезапном для Европы возникновении огромной империи, сложившейся вокруг скромного московского княжества.
Представленные на выставке экспонаты дают представление о том, как видели Россию XVI — XVII вв. её иностранные гости. «Альбом Августина Мейерберга», составленный австрийским бароном, путешественником и дипломатом, с большой точностью сообщает сведения о России XVII в., которые дополняются яркими бытовыми зарисовками. «Атлас Герарда Меркатора» содержит трактат о сотворении мира и 107 карт с географическими описаниями, 102 из которых были составлены самим Меркатором. Ещё одно издание на выставке — «Путешествие Корнелия Ле Брюйна в Московию, в Персию и Вест-Индию». Корнель ле Брун — голландский художник, путешественник и писатель. Совершил два больших путешествия на Восток и опубликовал две книги, иллюстрированные собственными рисунками. Во время второго путешествия он посетил Россию, её северную часть, Москву, Астрахань, сделал зарисовки городов, людей, животных и растений.
Выставка будет работать все дни, кроме понедельника и вторника, с 10 до 18 часов
Историческая справка:
В XIV — XV вв. завершилось формирование основной территории Русского централизованного государства. Вместе с тем в Россию приходит новый символ — герб, за образец которого был взят византийский двуглавый орёл, а также формируется идеология молодого государства. В её основе лежала теория «Москва — третий Рим». Вокруг когда-то скромного московского княжества сложилась мощная держава, ставшая самой крупной в Европе. «Изумленная Европа, — писал К. Маркс, — в начале царствования Ивана III даже не подозревавшая о Московии, затиснутой между Литвой и татарами, была ошеломлена внезапным появлением огромной империи на ее восточных границах...». Огромная самобытная страна вызывала неподдельный интерес и удивление у иностранцев, приезжавших с запада в Россию по торговым и дипломатическим делам. Все они дивились чудной «Московии» и пытались описать увиденное. Очень большой интерес проявляли иностранцы, прежде всего к нравам, традициям русских людей. На западе появился даже определенный литературный жанр — «россика», то есть заметки о Московии.