30 июня 2015 года в Рязанском государственном областном театре для детей и молодёжи (на Соборной) состоялась премьера нового спектакля «Хоббит». В основу постановки легла пьеса Якова Гордина о приключениях Бильбо Бэггинса.
Постановку «Хоббита» можно без преувеличения назвать одной из самых ожидаемых премьер сезона. Да и как не ждать, когда, благополучно пережив времена повального увлечения Толкиеном и громких премьер масштабной трилогии Питера Джексона, рязанский театр предложил своему зрителю (взрослому и юному) свою версию событий в Средиземье. Премьеру спектакля оставили «на сладкое», представив её в период каникул и отпусков. Впрочем, именно такой период как нельзя более подходит для просмотра подобных постановок — ведь, когда как ни летом, говоря словами мудрого Гэндальфа, «кто-то должен придумывать приключения». Тем, кто пришёл на премьеру, последних мало не показалось, — волшебное путешествие в Средиземье, длиною более полутора часа, оказалось занимательным, ярким и интересным. Участвовать в нём можно было на любом уровне подготовки — как со знанием истории, написанной Толкиеном, так и без неё — детское воображение лучше любых 3D-эффектов «достраивало» те эффекты, которых не хватало сцене. Последняя, впрочем, даже самого избалованного зрителя погрузила в волшебный мир, где были и светящиеся мечи, и волшебные камни, и исчезающие декорации.
Не менее ярким, чем оформление спектакля, были образы, без которых невозможна история о Средиземье. Роль главного из них — «хоббита безупречной репутации из приличной семьи» Бильбо Бэггинса досталась Константину Зенкову. Актёру к подобным ролям не привыкать — чего стоит только чёрт из «Ночи перед Рождеством» в его исполнении, очаровавший своей непосредственностью и пластичностью всех зрителей. Роль Бильбо Бэггинса, хотя и не столь выразительную (ведь, как известно, хоббит мечтал лишь о домашнем уюте и возвращении в знакомый Хоббитон), тоже можно назвать творческой удачей артиста: несмотря на её несколько одинаковый тон, он сумел остаться интересным публике на протяжении всего спектакля, не оттягивая в то же время внимание на себя у других интересных персонажей. Среди них, несомненно, стоит отметить Голлума — образ хранителя кольца Всевластия, с которым Бэггинс встречается, в подземном озере, воплотил Дмитрий Мазепа. Впрочем, своего героя актёр, которому больше близка комическая стихия, частично лишил угрожающего начала, сделав его скорее смешным, чем страшным. Несомненно, запомнится зрителям и король гномов Торин Оукеншильд , которого сыграл Илья Кузьмин. Несмотря на то, что герои идут одним и тем же путём, на деле оказывается, что Торин — своеобразный антипод Бильбо Бэггинса, выражающий несвойственную последнему жизненную философию: в противоположность доброму хоббиту, мечтающему «о мире во всём мире», и спокойной жизни в Хоббитоне, всегда поступающему по справедливости, король гномов ставит во главу угла отвагу (которой, впрочем, не всегда блещет), вполне допуская предательство и жестокость по отношению к другим. В сталкивании этих двух столь различных персонажей и кроется смысл сказки, посмотрев которую зритель должен ещё раз убедиться в необходимости всегда поступать «по совести», честно и справедливо.
Впрочем, волшебный мир Средиземья, придуманный Толкиеном, удивителен и другими персонажами, давая полную свободу как режиссёру, так и актёрам, благо «населённость» спектакля превеликая — зрители увидят и гномов, каждый из которых «себе на уме» (Юрий Антонеев, Владимир Баранов, Андрей Стеклов, Кристина Козлова, Андрей Кондрашов), и злого дракона Смога (Андрей Кондрашов), и человека-медведя Беорна (Сергей Невидин), и духов (Марина Заланская, Виолетта Колчаева, Анна Комарова, Елена Торхова, Инесса Чернявская), и загадочных троллей (Дмитрий Немочин, Денис Матюгин, Александр Степанов), превращающихся в камень. А уж злые гоблины в исполнении последних и вовсе, как показала премьера, привели в восторг юных зрителей, заставив поверить в реальность происходящего.