Праздники
Афиша
25 декабря 2018 Мастер-классы «Школы ремесел» в дни новогодних каникул
11 декабря 2018 Новогодние каникулы в Константинове
10 декабря 2018 Новогодние каникулы — 2019 в Рязани
24 октября 2018 «Флора и фауна в ювелирном искусстве»
18 октября 2018  ПРЕМЬЕРА НОВОГОДНЕГО ПРОЕКТА: ФЕСТИВАЛЬ ЕЛОК
16 октября 2018 Роберт Юлдашев и группа «Курайсы»
16 октября 2018 Ночь искусств — 2018 в рязанских музеях
Все публикации →

В Рязани состоялась очередная встреча в рамках проекта «Лекции на траве»

6 июля 2015

3 июля 2015 года в Рязани состоялась очередная встреча в рамках проекта «Лекции на траве». Несмотря на лето, «Лекции» только набирают обороты, не собираясь уходить на каникулы.

Новая лекция собрала, пожалуй, наибольшее число слушателей, по сравнению с предыдущими встречами. Столь большой интерес неудивителен, ведь в качестве лектора выступил театральный критик, театральный менеджер, помощник художественного руководителя МХТ имени А. П. Чехова и ректора Школы-студии МХАТ по спецпроектам, член редколлегии журнала «Современная драматургия», член жюри драматургических премий, переводчик пьес, кандидат искусствоведения Павел Руднев. Послушать одного из самых известных на сегодня специалистов в сфере театра собралась неравнодушная, околотеатральная публика — люди, любящие театр, пищущие о нём, или являющиеся в определённой степени одними из его создателей —актёры и драматурги.

О том, что современный театр — совсем не тот, что прежний, наверное, понятно каждому, кто хоть однажды за последнее время заглядывал в храм Мельпомены в качестве зрителя. Однако, фиксируя это как данность или реалию нашей сегодняшней жизни, не каждый задумается над тем, в чём же состоит специфика современного театра. Павел Руднев задумался — и попытался объяснить данное явление в теории, рассмотрев театр, как живой организм. Сейчас в последнем, фиксирует критик, наблюдается активизация различных театральных проектов, причём зачастую инициируется она не крупными театрами, которые, географически располагаясь в мегаполисах, являются центрами культурной жизни, а инициативными и деятельными людьми в провинции, которые безо всякой поддержки реализуют подобным образом свои идеи.

— Сейчас много проектов, которые стали результатом больших человеческих усилий, инициатив обожженных людей, для которых театр стал важной частью и механизмом социализации и объединения людей, — сказал он.

Подобная фестивализация современного театра, отметил Руднев, является не только одним из признаков происходящих в нём изменений, но и признаком «самовосстановления системы», свидетельствующем о выходе театра из того кризиса, который он пережил в 90-е годы. Тогда театр оказался не только под гнётом экономической цензуры, но и потерял интеллектуального зрителя — того, на кого он, в первую очередь, был ориентирован. Сейчас театр, рассказал Руднев, постепенно набирает то, что он недополучил в потерянные годы, обогащаясь новыми приёмами, формами, методами работы.

— Мы стали постепенно осваивать то, что упустили в нулевые годы. Характерен лозунг — «театр+» , ведь театр постепенно ощутил свою герметичность, и начал заходить на территорию смежных дисциплин. Отсюда и использование приёмов арт-терапии, фрейдизма и других, — пояснил он.

Пытаясь возродить славу советского театра, современный российский театр отнюдь не пытается сделать это на тех же началах — начинает он с отказа от привычных советскому зрителю театральных подмостков с обязательными партером, галеркой и ложами. Повторяя устройство феодального общества, эта иерархическая структура зрительного зала не устраивает создателей сегодняшних постановок — им тесно в этих рамках, пространствах: новым местом действия становится любое другое, «нетеатральное пространство»: квартира, комната, подвал. Также не берёт с собой в настоящее современный театр и ту дидактику, воспитательную функцию, которая была так близка театру прошлого- зрителю, поясняет Руднев, современные спектакли показывают лишь «набор картинок» предлагая самому сделать вывод.

— Театр как будто говорит зрителю: «Зритель, не будь пассивным, не сиди сиднем, сделай же что-нибудь», — сказал он.

Ещё одним различием между театром настоящего и прошлого становится его отношение к литературе. Если для советского театра отношение к слову, сценическому слову было сродни сакральному, сопровождая действие, то сегодня, следуя за ритмом жизни человека XXI века, который с детства приучен жить в многопотоковом пространстве, усваивая огромное количество информации, театр теряет подобное отношение к слову, переставая быть «служанкой литературы», используя другие методы достижения выразительности. Одним из них является пластика тела, позволяющая достичь максимального выражения замысла.

Фото