Начало первого этапа своего нового путешествия в рамках проекта «Полярная Россия» Виктор Иванович Атласов начинает из Ямало-Ненецкого автономного округа, от станции Коротчаево, через Уренгой, Надым, Салехард, Усинск, Архангельс до Беломорска на Онеге, то есть с Востока на Запад России.
Особенность этого путешествия, от путешествия 2014 года, в том, что у него не будет велосипеда. В этих местах нет дорог. Единственное средство передвижение — надувная резиновая лодка, для преодоления водных преград. Весь остальной путь будет пройден пешком.
День первый. 22 июня 2015 года, в 10.48 (время московское) Виктор Иванович вышел из вагона поезда на вокзале железнодорожной станции Коротчаево. У него только тяжелый, килограммов на тридцать, рюкзак и небольшая 4-х колесная тележка. На ней он планирует вести часть груза на первом этапе пути, когда будет автомобильная дорога.
Коротчаево, хотя и расположен в 70 километрах от Нового Уренгоя, но, тем не менее, является его микрорайоном. Станция Коротчаево — самая крупная железнодорожная станция в Ямало-Ненецком автономном округе и конечная станция Северного широтного хода (железной дороги ст. Обская-2 — Салехард — Надым — Коротчаево). В Коротчаево находится Уренгойский речной порт на реке Пур.
Атласов вышел на вокзальную площадь, повернул строго на север и по Магистральной улице пересек поселок. За поселком, справа от дороги, расположились поселки с технологически понятными, но, тем не менее, забавными названиями: Путьрем, Горем и Водрем. Весь этот путь занял у Виктора Ивановича чуть более часа. Строения поселков закончились, появился лес из высоких елей.
Автомобильная трасса Сургут — Салехард идет справа от железной дороги, а это означает, что связь с нашим путешественником, по крайней мере, до Надыма, будет устойчивой. Трасса построена без лишних элементов, без обочин. Поскольку рюкзак Виктор Иванович везет на тележке, то при приближении грузовой машины вынужден выезжать в кювет. Легковых машин много, в основном внедорожники, много наших «Патриотов». Грузовики в основном бензовозы. На 5-ом километре своего пути В. Атласов прошел первую ж/д станцию «Тихая» — небольшой домик с площадкой для приема грузов размером в пять футбольных полей. На 6-м километре лес закончился, началась тундра. Слева, за железнодорожным путем, появились два озера, размером в несколько километров. Дорога идет вдоль магистрали, периодически уходя вправо, огибая болота и мелкие озера. На 13-м километре Виктор Иванович по мосту пересек речку Лимбейяхо. Ее воды наполнили впадину, создав трехкилометровое озеро. Природа однообразная — болота, озера, небольшой кустарник. Появляются следы деятельности человека в тундре — «зимники» залитые водой. Все дороги, идущие с газовых месторождений, перекрыты шлагбаумами. Весь день дул сильный ветер, поэтому комаров и мошкары видно не было. Температура и днем и ночью плюс 11 градусов. Светло, белые ночи.
В первый день пройдено около 22 километров. Атласов с большим трудом нашел сухой взгорок и заночевал на нем.
Текст предоставлен МБУК «Рязанский музей путешественников»