Воспитанникам трех школ искусств Рязани доведется стать частью грандиозного спортивного праздника. Восемь рязанских школьников споют в составе тысячного детского хора на церемонии закрытия Сочинской Олимпиады — 2014.
Основа консолидации
Предложение собрать вместе тысячу юных хористов прозвучало в марте прошлого года на совещании в правительстве РФ. Высказали его ведущие музыкальные и хоровые деятели страны, вернувшие к жизни Всероссийское хоровое общество (ВХО), закрытое в 1987 году. В 80-е и раньше хором пели везде: в школах, вузах, трудовых коллективах. Ветер перемен унес многое, в том числе и хоры. Однако это движение, считают представители музыкальной общественности, достойно продолжения.
Крепкие традиции хорового пения имеются во всем мире. В США, по словам директора ВХО Павла Пожигайло, поет хором аж 28 миллионов человек, а в школьных учебных планах хоровая дисциплина ежедневная. Такое пение считается там основой консолидации общества, хористы умеют слушать друг друга. И это самое демократичное из искусств: чтобы петь в хоре, спецобразования не требуется.
Хоровое общество страны возглавил Валерий Гергиев, знаменитый дирижер, художественный руководитель Мариинского театра. Он стал художественным руководителем и Сводного детского хора — тысячи голосов, отобранных в ходе конкурсов во всех регионах России.
Конкурс строг
В Рязанской области возрожденное общество представляет Мария Зорко, дирижер-хормейстер с двадцатилетним педагогическим стажем. Она координировала конкурс и будет сопровождать детей в поездке на Олимпиаду.
Вначале конкурс проводился между хоровыми коллективами учреждений дополнительного образования. Победителями в этом соревновании стали хоровые коллективы школ искусств №1 и №5. И уже из них отбирали кандидатов в общероссийский тысячный хор. Требования же к конкурсантам предъявлялись самые-самые строгие. Компетентная комиссия внимательно слушала сольное исполнение, затем смотрела, насколько хорошо исполнитель умеет читать ноты с листа, как он их на слух определяет...
— По мне, так это как вступительный экзамен в музыкальный колледж, никак не меньше, — продолжает Зорко. — Все члены конкурсной комиссии к отбору подошли очень и очень ответственно, непредвзято. Именно поэтому и выбрали только семь кандидатур вместо положенных десяти.
В столице подобной строгости удивились и предложили поискать еще талантливых хористов. И тогда к участию в конкурсе привлекли уже зарекомендовавший себя только с хорошей стороны музыкальный коллектив из рязанской школы искусств №4. И в коллектив девочек влился воспитанник хоровой капеллы мальчиков и юношей «Любомир» Ваня Трифонов.
Знаковое событие
На вопрос, как же ему живется в олимпийском хоре, Ваня лишь сдержанно улыбается.
— Очень даже хорошо, — отвечает за него руководитель. — Он немного нас строит.
Опыт совместной поездки у нового маленького объединения уже был. В новогодние каникулы они ездили на спевку в Санкт-Петербург. И вот когда выдалась свободная минутка, женская часть коллектива сразу заторопилась в сувенирные лавочки — надо же привезти подарочки родным.
— Заглянули в магазинчик, во второй, в третий, — вспоминает Мария Юрьевна. — А когда собрались в четвертый, Ваня сказал: «Хватит! На ужин опоздаем!» Мы сразу: «Да-да, а то опоздаем...» И поехали в отель.
Вообще, отмечает педагог, во время отбора на личностные качества соискателей никто не обращал внимания, само собой получилось, что по характерам все хорошие детки собрались. И в плане дисциплины, и в плане взаимопонимания. Так что вместе им было комфортно.
А поездка была напряженной. О мечте выспаться за каникулы пришлось забыть. Организаторы хотели, чтобы хористы не только репетировали, пели, но еще и напитались лучшими традициями российской культуры, прониклись атмосферой. И это им удалось. Большая часть рязанской делегации в Северной столице побывала впервые. Школьники любовались красотами архитектуры, получили неизгладимые впечатления в Эрмитаже, посмотрели балет «Щелкунчик» на исторической сцене Мариинки.
Сами же ребята выступали в Мариинском-2, на новой, суперсовременной концертной площадке, на которой их тысячный коллектив разместился без проблем. График репетиций был очень плотным. Сначала репетиции велись по округам, а затем и полным составом. За столь сжатые сроки все было отработано практически до автоматизма. А на последней такой репетиции в зале вдруг президент появился. Звучала песня «Хор хороший», она исполняется с солистами. Так что у хористов было время пошептаться «Это Путин?.. Это Путин?.. Это Путин!» Произошло замешательство: что делать? Продолжать петь или приветствовать главу страны?
— Вот тут мнения разделились, — рассказывает Иван. — Кто-то продолжил петь, кто-то начал хлопать и закричал «Ура!».
— Потом президент сказал нам очень много добрых слов, поздравил с праздниками, пожелал здоровья, — наперебой затараторили девчонки.
А потом Путин сделал очень важное заявление, сказав, что тысячный детский хор сохранится и по завершении Олимпийских игр и продолжит свои выступления на других знаковых для страны мероприятиях. Возрождение детского хора — тоже знаковое событие. Мария Юрьевна, рассказывая о сольном концерте, изображает единый вдох зрительного зала, когда сразу после «Время, вперед!» занавес медленно поднимался вверх, открывая глазу это прекрасное зрелище — на огромнейших хоровых станках до самого потолка сидели юные хористы. Грянувший строй звонких искренних голосов также вызвал настоящий восторг, все номера сопровождались овацией.