15 апреля в 19-00 на сцене Рязанского государственного областного театра для детей и молодёжи состоялся премьерный показ спектакля по пьесе Ивана Вырыпаева «Танец «Дели».
Режиссер-постановщик – Наталья Лапина (г.Санкт-Петербург), художник-постановщик – Александр Якунин (г.Санкт-Петербург), музыкальное оформление – Владимир Бычковский (г.Санкт-Петербург). В спектакле заняты артисты рязанского театра на Соборной: засл. арт. РФ Нина Бурдыгина, засл. арт. РФ Людмила Сорокина, Марина Заланская, Сергей Невидин, Лариса Силина, Елена Торхова.
Наталия Лапина о своем спектакле рассказывает так: «Это семь историй, каждая из которых по-разному раскрывает тему любви и смерти. Сюжет похож: главные герои встречаются в больничном коридоре, но то, что происходит между одними и теми же героями – это разные варианты того, как могла бы сложиться их судьба. С этой точки зрения нам хотелось рассказать о многовариантности жизни, о ее философском понимании, как - всегда существующей возможности повернуть в ту или иную сторону. И от этого полностью изменить свою судьбу.»
По сути, спектакль – семь отдельных пьес, связанных между собой одними и теми же героями, судьба и взаимоотношения которых разворачивается каждый раз по-новому. Впрочем, это не главное, на чем сосредотачивают свое внимание автор сценария и режиссер. Сюжетная линия спектакля – лишь основа, на которую наложен рисунок из слов. Главное здесь не игра актеров, а – текст, красивый и сложный, как индийский узор, восходящий к вечным философским истинам: «Танец нужно не смотреть, а ощущать, нужно, чтобы танец завладел тобой, и тогда нет ни того, кто танцует, ни того, кто смотрит, а есть единое целое…»
Кстати, сам танец, рожденный одной из героинь после посещения Дели – так и остается невидимым главным героем, хотя присутствует в каждой сцене на протяжении всех семи пьес. «Его невозможно описать, но он прекрасен!» - слышим мы то из уст танцевального критика, то из уст танцовщицы и ее возлюбленного, то из уст далекой от искусства и высоких материй медсестры.
Какое место в человеческой жизни занимает искусство? Как можно принять и полюбить этот жестокий, полный страданий мир? Как рассказать об огромной боли и любви, о прощении и сожалении, но не словами, а танцем, – вот вопросы которые пытаются разрешить герои спектакля. «Вся наша боль, наше страдание, наши надежды, наши радости и наши мечты, все это великолепные узоры, созданные одной непрерывной линией. Это одна линия. Одна боль на всех… У нас, ведь, одно счастье на всех. И один сон. Когда мы спим, мы все равны. Со сна начинался и сном заканчивался ее танец...»
Отзывы зрителей:
«Спектакль очень сложный и неоднозначный. Я бы сказала, неформатный. Здесь герои не играют, а передают словами идеи автора. Идеи очень важные, которые, чтобы понять, надо, что называется, «пропустить через себя». Все это заставляет задуматься о самых главных вещах: жизни, смерти и любви.»
«Глубокий, противоречивый, обнажающий самую суть человеческой души. Великолепный спектакль!»