Когда-то давно, во Флоренции эпохи Ренессанса существовала знаменитая камерата – сообщество, в которое входили музыканты, поэты, философы. Творцы и ценители прекрасного, они искали и обретали новые пути в искусстве, создавали новые формы и музыкальные стили.
И сегодня, спустя столетия, вы сможете открыть для себя много удивительного в мире музыки вместе с новым циклом юбилейного сезона – абонементом №6 «Великолепная камерата».
Вместе с Рязанским камерным оркестром вы окунётесь в роскошную атмосферу эпохи барокко, познаете один из красивейших вокальных стилей – бельканто, который во все времена требовал от певца совершенной техники владения голосом, безукоризненности, виртуозности и эмоционального насыщенного звучания. Вашими проводниками в мир старинной музыки станут заслуженная артистка России Ксения Вязникова (меццо-сопрано) и Николай Гладских (конттенор), обладатели удивительных по красоте вокальных тембров.
«Экстравагантное бельканто, или барокко по-итальянски» – под этим названием скрывается не просто концерт для ценителей вокального искусства, но целая эпоха, настоящий пир для гурмана в музыке.
В программе:
А. Вивальди, А. Скарлатти, Г.Ф. Гендель. Арии и дуэты
В концерте принимают участие:
-заслуженная артистка России Ксения Вязникова (меццо-сопрано)
-Николай Гладских (контртенор)
-Рязанский камерный оркестр. Дирижёр Сергей Оселков
Справка
Заслуженная артистка России Ксения Вязникова окончила Московскую государственную консерваторию имени П.И. Чайковского. Стажировалась в Венской академии музыки (класс Ингеборг Вамзер). На сцене Венской государственной оперы певица исполнила партии Азучены из оперы «Трубадур» Дж. Верди и Керубино из «Свадьбы Фигаро» В.А. Моцарта.
В 1998 году артистка дебютировала на сцене Чешской национальной оперы в Брно в премьерных спектаклях «Кармен» Ж. Бизе и «Самсон и Далила» К. Сен-Санса, исполнив в них, соответственно, роли Кармен и Далилы.
В 2003 году Ксения Вязникова приняла участие в Первом оперном фестивале «Самарская весна», где исполнила партию Амнерис в опере Верди «Аида» Дж. Верди, а также стала участницей гала-концерта. Певица неоднократно выступала на Собиновском музыкальном фестивале в Саратове и Международном оперном фестивале им. Ф.И. Шаляпина в Казани.
В 2000 году певица приняла участие в совместном проекте Татарского государственного театра оперы и балета им. М. Джалиля и голландской прокатной компании «Euro stage» – постановке оперы «Свадьба Фигаро» В.А. Моцарта, где исполнила партию Керубино. В 2003 году Ксения Вязникова играла партию Фенены на премьере оперы Дж. Верди «Набукко» (дирижёр Марко Боэми, режиссёр Дени Криеф) в Татарском театре оперы и балета. С 2003 года является солисткой московского театра «Геликон-опера». В 2004 году артистка приняла участие в постановке оперы «Набукко» Дж. Верди (режиссёр Дмитрий Бертман) в Дижоне и Париже. В 2007 году она вновь блистала во Франции в партии Амнерис. Опера «Аида» Дж. Верди в постановке Дмитрия Бертмана явила собой совместный проект театра «Геликон-опера» и Оперного театра в Масси. В 2009 году певица дебютировала в Большом театре в партии Маргрет («Воццек» А. Берга).
В репертуаре Ксении Вязниковой немало ярких партий: Ольга («Евгений Онегин» П. Чайковского), Полина, Миловзор, Графиня («Пиковая дама» П. Чайковского), Кончаковна («Князь Игорь» А. Бородина), Марина Мнишек («Борис Годунов» М. Мусоргского), Ратмир («Руслан и Людмила» М. Глинки), Ваня («Жизнь за царя» М. Глинки), Хивря («Сорочинская ярмарка» М. Мусоргского), Марфа («Хованщина» М. Мусоргского), Мать («Мавра» И. Стравинского), Подточина («Нос» Д. Шостаковича), Кащеевна («Кащей Бессмертный» Н. Римского-Корсакова), Амастрис («Ксеркс» Г.Ф. Генделя), Корнелия («Юлий Цезарь» Г.Ф. Генделя), Амнерис («Аида» Дж. Верди), Ульрика («Бал-маскарад» Дж. Верди), Фенена («Набукко» Дж. Верди), Маддалена («Риголетто» Дж. Верди), Азучена («Трубадур» Дж. Верди), Миссис Квикли («Фальстаф» Дж. Верди), Далила («Самсон и Далила» К. Сен-Санса), Керубино, Марселина («Свадьба Фигаро» В.А. Моцарта), Графиня Гешвиц («Лулу» А. Берга), Кармен («Кармен» Ж. Бизе), Ортруда («Лоэнгрин» Р. Вагнера), Фрика («Валькирия» Р. Вагнера), Любаша («Царская невеста» Н. Римского-Корсакова), Мать Генриетта («Диалоги кармелиток» Ф. Пуленка), Клавдия, Мать Алексея, соло из кантаты («Упавший с неба» – по мотивам оперы «Повесть о настоящем человеке» С. Прокофьева), Секст («Милосердие Тита» В.А. Моцарта), Фенена («Набукко» Дж. Верди), Баба-Яга («Русалка» А. Дворжака), Марина Мнишек («Борис Годунов» М. Мусоргского в редакции Д. Шостаковича), Екатерина Великая («Царица» Д. Тухманова), а также партии меццо-сопрано в «Реквиеме» В.А. Моцарта, «Реквиеме» Дж. Верди, «Мессе си-минор» и «Магнификате» И.С. Баха, «Stabat Mater» Дж. Перголези, симфонии «Ромео и Джульетта» Г. Берлиоза. Певица сотрудничала с такими дирижёрами, как Хельмут Риллинг, Марко Боэми, Теодор Курензис, Владимир Понькин.
Ксения Вязникова – лауреат Международного конкурса им. Ф. Шуберта (I премия) и Международного конкурса молодых оперных певцов им. Н. Печковского (премия «Вокалисты в Большом», II премия), дипломант Международного конкурса молодых оперных певцов имени Н. Римского-Корсакова, лауреат программы «Новые имена планеты».
В её дискографии – редко исполняемые камерные произведения И. Брамса «Прекрасная Магелона», «Четыре строгих напева» драматическая симфония «Ромео и Джульетта» Г. Берлиоза. Российский канал «Культура» осуществил фондовую запись оперы «Свадьба Фигаро» В.А. Моцарта, где певица исполнила партию Керубино.
Николай Гладских ещё в детстве проявлял интерес к творчеству: солировал в хоре, участвовал в любительских театральных постановках. В 1997 году поступил в Ростовский-на-Дону музыкально-педагогический колледж, где занимался вокалом под руководством Л.В. Хачиковой, посоветовавшей Николаю развивать свои способности пения в высокой тесситуре. Окончив колледж в 2000 году, Николай работал музыкальным руководителем в одном из ростовских детских садов, после чего отправился в Москву, чтобы продолжить занятия вокалом.
Как контртенор, Николай начал заниматься в Государственной классической академии имени Маймонида (факультет мировой музыкальной культуры, 2000 — 2002 гг.) под руководством Евгения Сергеевича Журавкина. В 2002 году он перевёлся в Московскую государственную консерваторию имени П.И. Чайковского (факультет культурологии и истории искусств, 2002 — 2003 гг.), после окончания которой продолжил обучение у Евгения Журавкина в Российской академии театрального искусства — ГИТИС (факультет музыкального театра, мастерская Романа Григорьевича Виктюка, 2003 — 2008 гг.). С 2009 по 2013 год Николай обучался в Королевской консерватории в Гааге (Нидерланды) на отделениях классической и старинной музыки под руководством Герды ван Зелм, Риты Дамс и Майкла Чанса. Также брал мастер-класс у Деборы Йорк, Кена Гульда, Йохана Ковальски, Даниэлы Дольчи и Лени ван ден Хёвел.
Свою певческую карьеру Николай Гладских начинал в "Академии старинной музыки", ставившей пастиччо из барочных опер. Вскоре состоялось его знакомство с руководителем ансамбля старинной музыки «Sankt-Joseph-Kapelle» Иваном Лебедевым, который искал именно такой голос для своих баховских проектов. В качестве солиста этого ансамбля артист пел сопрановые партии в кантатах И.С. Баха, участвовал в исполнении произведения «Семь слов Спасителя на кресте» Г. Щютца в рамках проекта Баховского общества Московской государственной консерватории «Библейские образы в музыке Генриха Шютца», выступал на камерных концертах.
Николай Гладских также принимал участие в концертах Коллегии старинной музыки при Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, сотрудничал с ансамблем солистов «Мадригал» Московской филармонии, с большим успехом исполнив главную партию в опере «Квинт Фабий» выдающегося представителя русского барокко Дмитрия Бортнянского.
По приглашению Театра старинной оперы в Москве певец исполнил партию Руджеро в опере Г. Ф. Генделя «Альцина», выступил с оркестром Вероники Дударовой (дирижёр Денис Кирпанёв) и с такими признанными мастерами отечественной школы барочных исполнителей, как Фёдор Строганов (орган), Филипп Нодель (гобой), Андрей Спиридонов (виолончель).
В репертуаре Николая Гладских – произведения И.С. Баха, А. Вивальди, Г.Ф. Генделя, К.В. Глюка, Дж.Б. Перголези, И.А. Хассе, Дж. Бонончини, Дж. Кариссими, А. Скарлатти, А. Кальдары, Б. Марчелло, Ф. Дуранте, Дж. Каччини, А. Страделлы, А. Фальконьери, Г. Пёрселла, В.А. Моцарта, Р. Штрауса, Ф. Пуленка, Н.А. Римского-Корсакова.